Сегодня мы беседуем с Леонидом Петровым, руководителем крупнейшего поставщика электрической энергии в Кемеровской области - ОАО «Кузбассэнергосбыт», на тему последних изменений в деятельности компании

  • image description

26 Мая 2015

Сегодня мы беседуем с Леонидом Петровым, руководителем крупнейшего поставщика электрической энергии в Кемеровской области - ОАО «Кузбассэнергосбыт», на тему последних изменений в деятельности компании
- За последнее время в энергетике страны и Кемеровской области произошли серьезные изменения. На рынке появились компании, производящие электроэнергию, передающие ее по сетям и сбытовые. Для чего это сделано, какая польза в этом потребителю?
- Действительно, мы с вами являемся свидетелями кардинальных изменений в одной из важнейших отраслей страны: реформы электроэнергетики. Основная идея этого процесса заключалась в том, чтобы отделить друг от друга генерацию энергии, её транспортировку и сбыт конечному потребителю с целью создания конкурентного рынка. В процессе реформы энергетики появились сотни генерирующих, сетевых и сбытовых компаний. Сбытовой сегмент стал конкурентным. Сегодня в области поставку электроэнергии и мощности с оптового рынка потребителям обеспечивают 3 гарантирующих поставщика и 15 независимых энергосбытовых компаний. Деятельность первых подлежит строгому контролю со стороны анитимонопольных органов, органов государственного регулирования тарифов. Государство, используя инструменты регулирования нашей деятельности, дает потребителю гарантии надежности и стабильности.
 
- Экономическая ситуация сказывается на вашей деятельности?
-  Безусловно, сказывается. Одна из наших краеугольных проблем – затруднения в привлечении кредитов для покрытия кассовых разрывов. Электроэнергия - это специфический товар. В случае с гражданами-потребителями он сначала используется и лишь потом оплачивается. Это особенность энергосбытового бизнеса – иметь так называемые кассовые разрывы. Мы обязаны за приобретаемую электроэнергию заплатить раньше, чем потребитель рассчитается за неё в полном объеме. Если потребитель не платит – кассовый разрыв растет и на его покрытие необходимо привлекать всё большие кредитные ресурсы. Резко возросшая дебиторская задолженность не только увеличивает кассовый разрыв, но и существенно затрудняет привлечение банковских кредитов. Возложив на гарантирующих поставщиков обязанность по закрытию кассовых разрывов, государство должно обеспечить решение вопроса с кредитованием. Сегодня, когда банки подняли ставки по кредитам или вообще отказываются их предоставлять, в процесс должны вмешаться органы власти. Необходимо на законодательном уровне закрепить перечень банков, которые не смогут отказать гарантирующему поставщику в предоставлении кредита, как сегодня гарантирующий поставщик не может не принять на обслуживание любого потребителя, независимо от его платежной дисциплины.
 
-  Насколько остро стоит сегодня вопрос с дебиторской задолженностью потребителей Кузбассэнергосбыта?
- Максимально остро. На сегодняшний день дебиторская задолженность потребителей перед нашей компанией достигла уже 2 850 млн рублей, которая только с начала 2015 года увеличилась на 526 млн рублей. Независимые энергосбытовые компании, столкнувшись с неплатежами потребителей, отказываются от их обслуживания. Закон не запрещает им избавляться от неплатежеспособных клиентов. Гарантирующий поставщик обязан принимать на обслуживание всех обратившихся, поэтому мы называемся «поставщиком последней надежды». Так к нам на обслуживание вернулись крупнейшие неплательщики угольной отрасли - Шахтоуправление Анжерское, Шахта Коксовая-2, оба предприятия находятся в процессе ликвидации и банкротства. Огромные долги накоплены так называемыми «неотключаемыми» потребителями. Кредитуются за счет гарантирующего поставщика недобросовестные управляющие компании, водоканалы, теплосетевые компании. Закон не позволяет применять к ним жесткие санкции, ограничения, ведь за ними стоят тысячи жителей региона, большая часть из которых платит стабильно.
 
- Недавно получило завершение разбирательство УФАС, которая по обращению «Кузбассэнергосбыта» подтвердила нарушения со стороны вашего контрагента - сетевой компании МРСК Сибири, завышавшей показания объемов потребления клиентов. Почему компания участвует в судах, защищая интересы своих потребителей? Для чего эти дополнительные заботы?
- Гарантирующий поставщик, принимая на обслуживание потребителя, берет на себя обязательства по защите его интересов и прав, связанных с процессом электроснабжения. Если права нарушены, как в случае, когда сетевая компания филиал МРСК Сибири - Кузбассэнерго-РЭС завышала объемы электроэнергии, потребленной гражданами и юридическими лицами, мы обязаны встать на защиту клиента. Мы не можем «поверить» расчетам сетевиков и выставить их потребителю, если электропотребление гражданина вдруг выросло в десятки или даже сотни раз. То есть человек потреблял электроэнергию на 300 рублей и вдруг ни с того ни с сего сжег на 30 тысяч. Или гаражный кооператив вдруг потребил электричества на 7,5 миллионов. По 80 тысяч на каждого владельца гаража в месяц. В решении этих проблем есть и наш интерес. Какое мнение сложится о компании, если она будет допускать такие вещи? То, что не укладывается в рамки здравого смысла, нельзя оставлять без внимания. И очень жаль, что без участия контролирующих органов и общественности подобные проблемы, возникающие у нас с коллегами-сетевиками, не решаются. В случае необходимости приходится отстаивать свои интересы и интересы потребителей в суде. Отмечу, что правомерность требований нашей компании доказал и тот факт, что требования «Кузбассэнергосбыт» по отношению к сетевой компании удовлетворены Арбитражным судом Кемеровской области.
 
-  Сегодня многие компании и государственные структуры переходят на заочное общение с гражданами – с помощью терминалов, онлайн-сервисов. Вы также говорили, что компания стремится к такой форме работы с клиентами, когда решить основные вопросы, связанные с энергоснабжением, можно будет не обращаясь в офис компании, самостоятельно. Как это будет выглядеть на практике?
- На сегодняшний день у компании сформирован полный пакет сервисов, позволяющих полностью исключить необходимость посещения потребителем пунктов обслуживания. Потребители могут значительно сэкономить свое время, используя возможности «Личного кабинета» на сайте компании кузбассэнергосбыт.рф. Здесь можно не только передать показания счетчика, но и проверить состояние своего лицевого счета, узнать о задолженности, оплатить услугу электроснабжения с помощью банковской карты. Передавать показания приборов учета можно и при помощи смс-сервиса. Проконсультироваться – по телефону «горячей линии». То есть все текущие вопросы можно решить, не выходя из дома. Однако комфорту и удобству обслуживания в офисах мы тоже уделяем немало внимания, так как доля потребителей, предпочитающих посещать очные пункты приема платежей, до сих пор остается очень высокой.

Все новости